среда, 7 августа 2019 г.

Путорана. Походная часть

Продолжение. Начало здесь

Часть 4. Походная

День первый
 Первый день он всегда отличается от остальных. Было невыносимо тяжело поднимать рюкзак. Было неудобно от постоянного мелкого дождя. Давило серое небо. Задача на день было простая. Пройти вдоль воды столько, сколько это возможно, но не менее 10 км до начала маршрута. Набережная была устлана крупными скользкими камнями. Первые сто метров однозначно дали понять, что я выбрал неправильные ботинки. Они не гнулись вообще, но сидели хорошо. У Гарика сразу начались проблемы с натиранием и мозолями. Включился режим похода, начались перекладывания вещей по рюкзакам.


  Худо-бедно вечером вышли на точку запланированного старта уже с отставанием от графика в один день. День второй В неполный первый день у нас вышло 10. Там, по большей части, мы шли по широкой полосе камней, сопровождающих равнинную реку Курейка. На второй день мы повернули на север, пошли вдоль реки Яктали. 



Никто из нас ранее не бывал в тайге и не понимал, что это такое. Поэтому второй день посвятили определению скорости прохождения маршрута по тайге, забирая чуть выше в сторону водопада. Скорость движения оказалась всего около одного километра в час. Сказать, что это сильно расстроило - не сказать ни чего. План движения изначально был пятнадцать в день. У нас выходило вдвое меньше. 



Растительность в тех краях северная и низкая. Высокие деревья только по долинам рек. Все остальное это мхи и лишайники. Они застилают все высоким и мягким ковром. Сквозь ковер прорастают карликовые кусты. Если впереди показывается полоска зелени, то там привычные для нас кусты окружают ручей, сбегающий к реке. Только вот кусты очень плотные, и за спиной рюкзак. 



Редкие звериные тропы слегка позволяли ускориться, если можно так сказать. Но они сильно, они все время петляли и уходили в стороны. Под ногами то мох, то болота, то кусты. Идти по такому ковру из приключений было очень тяжело. Каждый шаг нога проваливалась на глубину в 40 сантиметров. То есть каждый шаг - это ступенька. 

 Каждый привал и радовал и расстраивал одновременно. Расстраивал пониманием пройденного расстояния, а радовал дарами. Дикие до дикой природы москвичи падали на колени и поедали дикую ягоду дикими порциями. Черника, голубика, синевика, красновика, желтевика. Ягоды было, реально, до жопы. Да и воды вкуснее, чем из тех рек, я не пил никогда. 



Благодаря тому, что шли по тайге, смогли выйти к водопаду плавным набором высоты. 



День третий 
 Кроме растительности планету могут покрывать развалы курумника. Камни абсолютно разного диаметра и массы. Камни красивы. Они могут спокойно пропустить, а могут и предательски повернуться под тяжестью, провоцируя падение и травмы. 



Иногда первая фраза, сказанная человеком в твой адрес, может вызвать ступор. Ещё на заброске мы встретили водных туристов, которые приветствовали нас такой фразой: - Если у вас есть дрон, то запускайте его очень аккуратно. Здесь магнитная аномалия, поэтому дрон сходит с ума. Фраза, конечно же, оказалась пророческой. На этом водопаде, пока я бегал с фотоаппаратом, Гарик запустил дрон. - Что с ним случилось? - Он улетел Вот просто взял и улетел, не сказав ни слова. 



Тайга ни разу не хвойный лес и в плане организации лагеря. Во мхах сыро. Во мхах у ручьев жесть как сыро. Лучше всего разбивать лагерь у реки. Плато Путорана - это горная местность. Спуск может быть как сильно сложным, так и невозможным. 



Глянув в карту, нам показалось, что до воды совсем немного. Мы приняли решение спускаться по каменному сбросу. Оказалось, что курумник, рассыпанный на спуске, совсем не тот, что на равнине. Да и тяжелый рюкзак ни разу не инженерный противовес. Было очень неприятно. Спускались, наверное, целый час. 



Спуск оканчивался приличным обрывом. Внизу в каньоне шумела река Нерал. Варианта для движения завтра было два. Так же по тайге, но для этого нужно было вернуть потерянную высоту. Либо попробовать пройти по дну каньона. Тайга уже порядком надоела. Хотелось твердой опоры под ногами. Пришлось бросить вещи и спускаться на разведку. 

 По карте впереди был широкий каньон, к которому слева примыкал равнинный участок. Выше этого соития намечался водопад. Пройдя метров 150 разведки мы уперлись в первый прижим, за которым проглядывалась ровная и длинная широкая дорога вдоль воды. Решено. Идем завтра тут, слегка замочив ноги. 



Лагерь разбили над рекой. Снова пройдена половина расчетного пути. 

День четвертый 
Утро встретило солнцем. Мы прекрасно позавтракали и двинулись в путь. Спуск с рюкзаком к воде был не из легких, но был пройден без потерь. 

 Голубоватый оттенок вод реки Нерал настраивал на чудный и результативный день. Даже первое купание ожидалось как что-то обычное. Я убрал зеркалку подальше, снял трусы и полез в воду. Все участники купаний бодро прошли первое водное испытание. 



Перед нами лежала та самая ранее просматриваемая широкая набережная. Которую, разумеется, мы весело и быстро преодолели. Как и должно было быть по сценарию, через пару сотен метров снова пришлось лезть. Потом еще. Потом еще... 

 Для похода мы заявили маршрут в МЧС. Только немного слукавили. Заявленный маршрут проходил по буферной зоне заповедника. По факту мы чуть свернули. Очень хотелось посмотреть на заповедное озеро Аян. К тому же маршрут через заповедник был покороче. В чужих отчетах упоминалось, что в буферной зоне уже видны следы пребывания человека в виде поставленного мусора. В наши же планы не входило оставлять никакой мусор, поэтому мы посчитали, что наше пребывание в заповеднике не принесет вреда окружающей среде. Наша совесть была чиста. 

 Воздушное пространство над территорией закрыто для полетов малой авиации на низких высотах. Что совершенно не помешало вертолету МЧС ворваться в наши водные процедуры. Пришлось укрыться в случайных зарослях, избегая возможных неприятностей из-за нарушения границы заповедника. 



Тем временем, очередная удобная набережная полоса под ногами закончилась. Река уже достаточно пускала нас, чтобы в этот раз предложить альтернативный путь. Команда распечатала веревку и приготовила карабины, чтобы залезть на весьма отвесный кусок скалы метров 5. Перед походом у меня была идея купить легкую беседку для подобных случаев. Но ребята меня отговорили, дескать не нужно и не полезем. И, действительно, просто веревки оказалось достаточно. 



Хайвей после этого должен бы вывести нас прямо в сердце плато, но он почти сразу закончился. Очередной прижим пройти не удалось никак. Глубоко. Развернулись. 

 Обратная дорога оказалась даже сложнее, так как поднялся уровень воды. Там где туда прошли водой, течение стало такой силы, что просто опустить ногу в воде вертикально вниз стало невозможно. Пришлось в обход по веревкам. 



Провели мы этот день, постоянно купаясь в горной реке. Температура горной воды всем известна. Хоть этот день был единственным полностью солнечным, все равно надевали теплые флиски, если не нужно было лезть в воду. В лагерь мы почти прибежали. Следовало как можно скорее выжрать двойную дозу спирта. 

 День был самым провальным. Выйти из каньона можно было только там, где мы в него спустились. Поэтому мы вернулись в то же самое место. 

 За сутки прошли 1800 метров. 900 туда и 900 обратно. 

День пятый 
По фотографиям может показаться, что весть поход была идеальная погода. Эффект зеркалки. Ее не достанешь, когда не комильфо. Утро пятого дня выглядело хмуро, как и бодрая половина похода. 


Стоянка пятого дня была этажом ниже предыдущей. Предстояло забраться по мокрому крутому глиняному спуску, затем обратно по сыпухе и курумнику выйти на уровень тайги. То есть, нужно отмотать на полтора дня назад. Из графика мы уже выбивались прилично. Очень нужно нажать. 

 Вопреки казавшимся ожиданиям путь вдоль реки оказался не в два раза быстрее, а полностью безрезультатным. Теперь вся надежда на тайгу. Она должна нам подарить поистине колоссальные возможности эффективного передвижения. 

 Впереди по карте ожидалось урочище, то есть сильно отличающаяся местность от окружающей. Ни спутник, ни карты не давали представления о характере предстоящей дороги. Поэтому просто шли.


Урочище оказалось большой каменистой местностью, идти по которой было удобно. Жаль только, что мы его пересекали поперек. 


В этот день дождь был самым мерзким. Он шел ровно столько, сколько и мы, лишь изредка беря перекур. Особую мерзость дождя подчеркивали болота, которые начались сразу за урочищем. По сути это такая же местность, как и ранее, только мокрая. Все шаги были с кочки на кочку. Кочки были разные, живые и не очень. Их объединяла вода между ними. 

 Вода была не только на первом этаже. Она была на всех ветках, листиках, травинках. Она заебала. Шансов просохнуть в этот день, казалось, нет, и не будет. Небо рисовало ошеломительные сюжеты борьбы добра со злом. А ветер все время старался принести новую тучу, если старая вдруг иссякала. 


Впереди показались высоты плато. Там лежал снег и наш маршрут. Высоты опаздывали к нам на встречу, как и мы к ним. К середине ходового дня мы покорили примерно столько же, сколько и в предыдущих попытках, то есть четверть дневной нормы. Пришло время задуматься. 


Шел пятый день похода. До выброски было ещё 12. Заброска и выброска на маршруте предполагались с разных сторон плато Путорана. Только между аэропортами, соединяющими маршрут с Москвой, было полторы тысячи километров по прямой. Прилетали мы в Красноярск, а вылетать обратно предстоит из Норильска. 

 Очевидным в нашей ситуации было то, что таким темпом в точку выброски к оговоренной дате нам не успеть. 

 Вечер встретил нас отменой дождя и самыми шикарными видами похода.




Итак. У нас еды на 13 дней. С нашей скоростью передвижения в точку выброски мы попадем не раньше, чем через 20 дней. Впереди Плато. Скорость передвижения по нему теоретически может достигать 20 км/день. Но это в экстренных ситуациях и не каждые день. На Плато не исключена ночью минусовая температура. Не исключен снег и днем. Рек на Плато нет, то есть, нет рыбы, а значит необходимо урезать паек вдвое до 220 грамм еды в сутки. Это мало. 

Спорили и совещались мы очень долго. Но все же выбрали, на мой взгляд, верное решение в этой ситуации. Мы развернулись. 


День шестой 
Начиная с этого места и без того скудный отчет будет еще беднее. Описывать панихиду по несбывшейся цели очень сложно. 

 Утром сразу взяли выше, чтобы обойти хотя бы часть болот. Сверху уже ничего не лило. Под ногами было сухо. Идти было так же медленно и мягко, как раньше, хоть и комфортно. В воздухе же витало отчаяние. 


Вот там за каньоном и есть высоты плато Путорана. 


Даже болота на обратном пути стали красивыми. 


Удивительным образом на спуске, ниже болот, посреди леса оказался ледник. 


Позавчера на этой же высоте мы целый день купались, а сейчас тут была вечная зима. Теперь я понял, что это за дорога отображалась на спутниковых снимках. 


Дорога немного пошла под гору. Ледник закончился и сменился ледниковой рекой. 


У реки были самые непривычные берега. Описать трудно. Смотрите сами.


День закончился без приключений на берегу озера.


День седьмой 
Дрон - дело дорогое. Наш обратный путь лежал через точку его потери. Время позволяло, и мы организовали поиски. Но найти иголку в стоге сена невозможно. Гарик расстроился. 


День восьмой, девятый 
Оставшиеся дни мы просто шли обратно тем же маршрутом. 


Но даже триста метров в сторону могло открыть какой-нибудь прудик. 


Всё.



Цена ошибки



На карте набросаны три варианта похода, которые мы рассматривали. Маршрут начинался снизу у первой зеленой точки. Низкая вода заставила нас начать поход в районе синей точки и там, где был запланирован старт, была первая ночевка.

 Логичнее всего было пойти по среднему маршруту. Все зависело от нашей скорости. Точка В по плану должна была быть стоянкой пятого дня. Зеленые метки это стоянки на пути туда. Пятая стоянка самая верхняя. От плана мы выполнили менее 40%.

 Чисто теоретически, если подняться на плато между точками А и В, то оставшийся путь можно идти с вдвое большей скоростью. Но при этом озеро и все красоты останутся в стороне. Шанс пройти был. Но за месяц.

 Хорошо, что у нас был спутниковый телефон. Иначе выбраться от туда вообще не вариант. Я сейчас Шерешу дозвониться не могу. А тогда умудрились за сутки выброску организовать. 

Выброска в обратном направлении заняла у меня от момента вступления на борт лодки до открытия двери дома ровно неделю. 2+ дня до Светлогорска через базу Шереша. 3+ дня проживания в поселке в ожидании летной места на вертолето/самолето-рейс. Далее Игарка-Красноярск-Москва.

 Я очень долго не публиковал ни фото ни отчет с этой поездки. Облажаться так сильно - это надо постараться. Это что-то за гранью. Сейчас ощущение такое, что описать трудно. Даже отчет закончить не могу. Извините.

 Незавершенный гештальт.

 Вот так за год не нашел слов для красивого описания приключения. Хотя оно было незабываемым. Желающие повторить будут?

Лайкать фото тут
Все фото тынц
Версия жж

Путорана. До и после.

Часть 1. Игарка

В 1929 году за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты на месте стана Старая Игарка начали строить порт для вывоза леса. Строили, как и большинство строек того времени, силами заключенных. Построили клуб и бла-бла-бла. Это, конечно не самая известная часть истории Игарки. Самая известная – это попытка построить «Трансполярную магистраль», участок Салехард-Игарка - «Стройка 503». На эту тему в Сети большое количество всевозможных статей и фильмов. Все они очень затягивают. Посмотрите. Мне всегда хотелось туда на экскурсию.


 Увы, Игарка находилась сильно в стороне от нашего маршрута к плато Путорана. Однако ряд обстоятельств все же заставил нас там побывать. Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея, отделенной от основного русла реки островом Игарский, на котором располагается аэропорт города. Сейчас это современный аэропорт. Между островом и городом организовано паромное сообщение. В аэропорт мы прибыли на одном из вечерних самолетов. Вылет же был утренним. Единственный музей в городе уже закрылся, поэтому мы остались на острове в гостинице.




В 1962 году в городе с сгорело 160 тысяч кубометров готовой лесопродукции и 65 жилых и административных зданий. Город восстановили, но, по большей части, в новом районе. В старой же части разрушенные дома остались. Более того, с 1990 года население Игарки сократилось в 4 раза. Образовалось большое количество невостребованной недвижимости. Чтобы ее не занимали освободившиеся с ближайших тюрем зеки, дома ломали. Прямо Детройт какой-то. Жаль, что руины удалось увидеть лишь с другого берега притока.




На территории острова расположен совхоз. Он даже частично функционирует. Пользуясь тем, что за полярным кругом ночью светло, я немного прогулялся по нему и ближайшим домам. Типичная деревенская жизнь.




Глядя на мотоцикл очень дядю Аниськина вспоминал почему-то.




Тем не менее, в сумерках все было несколько страшно ходить вдоль черных домов и разрушенных зданий. По фотке может показаться, что там совсем светло. Да, трек в навигаторе просматривался без подсветки, но цвета глаз различал слабо. Тишина и отсутствие цвета только добавляли мрачности. 




По дороге встретил двух шедших со смены работниц совхоза. Одна специально сюда перебралась на лето из города. Зачем, если в городе не так чтобы мегополис? 




Добрался до большой воды. В ночи ее зеркальная поверхность отражала непривычно светлое заполярное небо. Енисей был прекрасен.




Паровоз на фото как раз с той самой стройки 503. Только фотка сделана в другом месте. В поселке Светлогорск, что в 80 километрах от Игарки. Паровоз туда зачем-то оттащил местный предприниматель. Как он его доставил – неизвестно. Ведь в поселок попасть весьма сложно, дороги туда нет. 




А нам нужно было это сделать.

Часть 2. Светлогорск

Попасть в Светлогорск можно тремя путями: 1.Самолетом из Красноярска 2.Вертолетом из Игарки или Туруханска 3.По Курейке от Енисея. По Енисею несколько раз в неделю ходят пассажирские суда Красноярск-Дудинка. От Дудинки до аэропорта Норильска около 50 км по дороге. В поселок мы летели через Красноярск. Там нам нужно было перебраться в местечковый аэропорт Черемшанка. Это сосем рядом, но этот факт не помешал ушлому таксисту содрать с нас 4 цены. В аэропорте нет ничего вообще. За пивом поехали в город, но уже на Uber. 



Наш путь лежал в совсем удаленные места на планете. Необходимы были средства отпугивания медведей. По Курейке в поселок бесконечно долго ходит судно, на котором мы отправили немного пиротехники. Статус ее доставки был неизвестен, мы решили подстраховаться. 

Патроны и пиротехнику нельзя провести в самолете, поэтому из Москвы ее не брали. Местный же перелет был из ну очень малого местного аэропорта, без каких либо рамок и досмотров. Рассчитывая на это, в Красноярске забрали пускалку сигнальных ракет, патроны к ней и фальшвееры, заранее купленные друзьями друзей. Заодно в последний раз перед походом попили дешевого пива. 

Аэропорт был настолько местечковый, что одиноких пассажиров даже никто и не предупредил, что рейс перенесли обратно в большой аэропорт. Мало того, что мы чуть не пропустили рейс, так еще и лишились абсолютно всей анти-медвежьей пиротехнической защиты и одного спрея анти-мишка. Как мы не придуривались, тетки на контроле в большом аэропорту все выложили и не повелись на наши уговоры. 



  Перелет в Светлогорск был достаточно колоритным. Старенький Ан-24 и чудесные виды под крылом. 



  Аэропорт расположен в 10 километрах от Светлогорска. Такая удалённость связана с особенностями грунта в этих местах. От миниатюрности всего происходящего я немного прифигел. Прямо Мимино 2018. 



  Светлогорск был основан как поселок для строителей Курейской ГЭС. Не посмотреть на нее было нельзя. Погулял. Фотографировать пришлось тайно, типа стратегический объект. Какой-то нелепый пережиток прошлого. И на официальном сайте ТЭЦ и вообще в сети полно фото и видео, куда более наглядно раскрывающего завесу государственной тайны. 



  ГЭС строили 27 лет и окончательно ввели в строй только в 2002м году. По правилам в нашей стране обязательно должно быть что-то заброшенное и разбитое, даже если оно построено недавно. 



  После запуска строители уехали. Теперь большую часть населения составляет ее обслуживающий персонал. Численность населения сократилась в три раза. Старые дома не в почете. Их не много. 



  Весь жилой фонд Светлогорска можно увидеть на этой фотографии. Поселок представляет собой застройку из восьми кирпичных двух и пятиэтажных жилых домов, трех коттеджей, школы на 392 учащихся, клуба на 580 мест, больницы на 90 коек с поликлиникой, детсада на 280 мест. При этом население поселка чуть меньше 900 человек. 



  В поселке было обнаружено гаражей примерно по количеству жителей. Все пронумерованные. Квартирки маленькие, да и гараж для мужика дело святое. 



  У столь отрезанного от цивилизации места, разумеется, есть свои особенности. Здесь никто не закрывает автомобиль. Его просто угнать некуда. Здесь почти нет дорог, нет асфальта, и ни одного светофора. Можно ездить бухим в дрова. Вероятно, нулевой уровень преступности, так как в штате только один полицейский. 



  В поселке всегда свежий хлеб. Его выпекают ровно столько, сколько нужно. Он вкусный и продается только в одном магазине. Там же в разных отделах можно встретить одни и те же семечки по втрое отличающейся цене. Все товары привозят тем самым рейсом, что и наши фальшвееры. Долго. От этого и цены в два раза дороже, чем в Москве. 

 По дороге туда, мы не стали задерживаться в поселке и сразу двинули дальше. На обратном пути задержались здесь на несколько дней. Все это время к нам в палаточный лагерь у Курейского водохранилища приходили разные люди с разными напитками одинаковой природы и рыбой. 



  Практически все местные мужики здесь - охотники и рыболовы. Лодка - основной вид транспорта. На ней мы и двинулись в сторону Плато Путорана, отголосок которого в виде базальтового плоскогорья уже было виден из поселка.



 

Часть 3. Заброска и выброска

Курейское водохранилище очень молодое. Оно образовалось в 1988 году. До сих пор ближе к берегу под водой видны уцелевшие стволы деревьев, да и сами берега много где заявлены топляком. Местные не зря называют его морем. Длина 170 километров и волны тут бывают такие, что при сильном ветре лодка уходит из-под ног. 



  В море впадает река Курейка. Ее длина 888 км. Река берет начало в самом центре плато Путорана, на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Бассейн реки почти полностью лежит за Полярным кругом. Там, где на реке нет порогов, уже в сентябре появляется лед. 

Пусть вас не вводят в заблуждение яркие картинки. Они сделаны на обратной дороге. В момент заброски было достаточно мерзко. В лодке было настолько холодно, что я надел на себя почти все, что у меня было, включая палатку. 



  Выше на фото тур-группа ДВИНа почти в полном составе. Дмитрий, Виталий, Игорь (нет на фото) и Николай. Заброску нам организовал Виктор Шереш (+79233505037). Виктор – чрезвычайно приятный и, одновременно, просто железный человек. Он вёл судно просто бесконечное количество часов. 



  По дороге к точке заброски на маршрут на реке Курейка расположена метеостанция, на которой большую часть времени проживает Виктор. На заброске вышли на станцию на пять минут ноги размять, а на обратном пути стояли там три дня. 



  Так случилось, что на выброске у нас не было алкоголя. Пять мужиков посреди тайги на пару дней истинного удовольствия. Баня. Рыбалка. Тишина. 



  С базы до поселка в условленное время можно достучаться по рации на КВ диапазоне. Я не рыбак. Но от такой рыбалки я был немного в шоке. Традиционно для всего похода при виде води и наличии свободного времени Виталик размотал снасти. Улов был так себе. 



  Через час Виктор с фразой «Все вас молодежь учить надо» забрал Виталика куда-то на лодке. Еще через два часа у нас было 24 килограмма щуки и не меньше двадцати хариусов. 



  В последний раз до блевоты я ел, наверное, будучи грудником. Хариус жареный, хариус печеный, хариус свежесоленый, котлеты щучьи ну и, конечно же, уха. Это был единственный раз во взрослой жизни, когда я пережрал едой, а не алкоголем. 



  Но это будет потом. А пока мы движемся в точку старта. До базы егерей на озере Дюпкун (220 км от Светлогорска) мы прибыли больше чем через сутки пути. Остановка не была запланирована, но сил не было ни у нас, ни у капитана. Всю компанию егеря приютили в теплом домике с печкой. Даже немного наступила паника, что поход еще не начат, а уже все на тебе надето и хочется натопить как следует. Сон наступил мгновенно. 



  На эту базу толпами приезжают туристы. Группа, которую мы встретили, даже спальники не брала. Они там удивились, что постельного белья тут нет. На плоскодонках с небольшой пешкой отсюда можно добраться, наверное, до десятка водопадов. Они остаются в стороне от маршрута. Площадь озера Дюпкун – 199 км², длина — около 90 км. Наш маршрут начинается ближе к концу озера. Снова садимся в лодку максимально движемся по маршруту. 



  Низкая вода. Мы не смогли попасть в точку старта. Маршрут начинается чуть раньше. Попрощавшись с Виктором, мы начали главную часть нашего путешествия.

Продолжение тынц
Лайкать фотки: Светлогорск , Игарка
Все фото в хорошем качестве тынц
Этот же пост в жж