среда, 7 августа 2019 г.

Путорана. До и после.

Часть 1. Игарка

В 1929 году за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты на месте стана Старая Игарка начали строить порт для вывоза леса. Строили, как и большинство строек того времени, силами заключенных. Построили клуб и бла-бла-бла. Это, конечно не самая известная часть истории Игарки. Самая известная – это попытка построить «Трансполярную магистраль», участок Салехард-Игарка - «Стройка 503». На эту тему в Сети большое количество всевозможных статей и фильмов. Все они очень затягивают. Посмотрите. Мне всегда хотелось туда на экскурсию.


 Увы, Игарка находилась сильно в стороне от нашего маршрута к плато Путорана. Однако ряд обстоятельств все же заставил нас там побывать. Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея, отделенной от основного русла реки островом Игарский, на котором располагается аэропорт города. Сейчас это современный аэропорт. Между островом и городом организовано паромное сообщение. В аэропорт мы прибыли на одном из вечерних самолетов. Вылет же был утренним. Единственный музей в городе уже закрылся, поэтому мы остались на острове в гостинице.




В 1962 году в городе с сгорело 160 тысяч кубометров готовой лесопродукции и 65 жилых и административных зданий. Город восстановили, но, по большей части, в новом районе. В старой же части разрушенные дома остались. Более того, с 1990 года население Игарки сократилось в 4 раза. Образовалось большое количество невостребованной недвижимости. Чтобы ее не занимали освободившиеся с ближайших тюрем зеки, дома ломали. Прямо Детройт какой-то. Жаль, что руины удалось увидеть лишь с другого берега притока.




На территории острова расположен совхоз. Он даже частично функционирует. Пользуясь тем, что за полярным кругом ночью светло, я немного прогулялся по нему и ближайшим домам. Типичная деревенская жизнь.




Глядя на мотоцикл очень дядю Аниськина вспоминал почему-то.




Тем не менее, в сумерках все было несколько страшно ходить вдоль черных домов и разрушенных зданий. По фотке может показаться, что там совсем светло. Да, трек в навигаторе просматривался без подсветки, но цвета глаз различал слабо. Тишина и отсутствие цвета только добавляли мрачности. 




По дороге встретил двух шедших со смены работниц совхоза. Одна специально сюда перебралась на лето из города. Зачем, если в городе не так чтобы мегополис? 




Добрался до большой воды. В ночи ее зеркальная поверхность отражала непривычно светлое заполярное небо. Енисей был прекрасен.




Паровоз на фото как раз с той самой стройки 503. Только фотка сделана в другом месте. В поселке Светлогорск, что в 80 километрах от Игарки. Паровоз туда зачем-то оттащил местный предприниматель. Как он его доставил – неизвестно. Ведь в поселок попасть весьма сложно, дороги туда нет. 




А нам нужно было это сделать.

Часть 2. Светлогорск

Попасть в Светлогорск можно тремя путями: 1.Самолетом из Красноярска 2.Вертолетом из Игарки или Туруханска 3.По Курейке от Енисея. По Енисею несколько раз в неделю ходят пассажирские суда Красноярск-Дудинка. От Дудинки до аэропорта Норильска около 50 км по дороге. В поселок мы летели через Красноярск. Там нам нужно было перебраться в местечковый аэропорт Черемшанка. Это сосем рядом, но этот факт не помешал ушлому таксисту содрать с нас 4 цены. В аэропорте нет ничего вообще. За пивом поехали в город, но уже на Uber. 



Наш путь лежал в совсем удаленные места на планете. Необходимы были средства отпугивания медведей. По Курейке в поселок бесконечно долго ходит судно, на котором мы отправили немного пиротехники. Статус ее доставки был неизвестен, мы решили подстраховаться. 

Патроны и пиротехнику нельзя провести в самолете, поэтому из Москвы ее не брали. Местный же перелет был из ну очень малого местного аэропорта, без каких либо рамок и досмотров. Рассчитывая на это, в Красноярске забрали пускалку сигнальных ракет, патроны к ней и фальшвееры, заранее купленные друзьями друзей. Заодно в последний раз перед походом попили дешевого пива. 

Аэропорт был настолько местечковый, что одиноких пассажиров даже никто и не предупредил, что рейс перенесли обратно в большой аэропорт. Мало того, что мы чуть не пропустили рейс, так еще и лишились абсолютно всей анти-медвежьей пиротехнической защиты и одного спрея анти-мишка. Как мы не придуривались, тетки на контроле в большом аэропорту все выложили и не повелись на наши уговоры. 



  Перелет в Светлогорск был достаточно колоритным. Старенький Ан-24 и чудесные виды под крылом. 



  Аэропорт расположен в 10 километрах от Светлогорска. Такая удалённость связана с особенностями грунта в этих местах. От миниатюрности всего происходящего я немного прифигел. Прямо Мимино 2018. 



  Светлогорск был основан как поселок для строителей Курейской ГЭС. Не посмотреть на нее было нельзя. Погулял. Фотографировать пришлось тайно, типа стратегический объект. Какой-то нелепый пережиток прошлого. И на официальном сайте ТЭЦ и вообще в сети полно фото и видео, куда более наглядно раскрывающего завесу государственной тайны. 



  ГЭС строили 27 лет и окончательно ввели в строй только в 2002м году. По правилам в нашей стране обязательно должно быть что-то заброшенное и разбитое, даже если оно построено недавно. 



  После запуска строители уехали. Теперь большую часть населения составляет ее обслуживающий персонал. Численность населения сократилась в три раза. Старые дома не в почете. Их не много. 



  Весь жилой фонд Светлогорска можно увидеть на этой фотографии. Поселок представляет собой застройку из восьми кирпичных двух и пятиэтажных жилых домов, трех коттеджей, школы на 392 учащихся, клуба на 580 мест, больницы на 90 коек с поликлиникой, детсада на 280 мест. При этом население поселка чуть меньше 900 человек. 



  В поселке было обнаружено гаражей примерно по количеству жителей. Все пронумерованные. Квартирки маленькие, да и гараж для мужика дело святое. 



  У столь отрезанного от цивилизации места, разумеется, есть свои особенности. Здесь никто не закрывает автомобиль. Его просто угнать некуда. Здесь почти нет дорог, нет асфальта, и ни одного светофора. Можно ездить бухим в дрова. Вероятно, нулевой уровень преступности, так как в штате только один полицейский. 



  В поселке всегда свежий хлеб. Его выпекают ровно столько, сколько нужно. Он вкусный и продается только в одном магазине. Там же в разных отделах можно встретить одни и те же семечки по втрое отличающейся цене. Все товары привозят тем самым рейсом, что и наши фальшвееры. Долго. От этого и цены в два раза дороже, чем в Москве. 

 По дороге туда, мы не стали задерживаться в поселке и сразу двинули дальше. На обратном пути задержались здесь на несколько дней. Все это время к нам в палаточный лагерь у Курейского водохранилища приходили разные люди с разными напитками одинаковой природы и рыбой. 



  Практически все местные мужики здесь - охотники и рыболовы. Лодка - основной вид транспорта. На ней мы и двинулись в сторону Плато Путорана, отголосок которого в виде базальтового плоскогорья уже было виден из поселка.



 

Часть 3. Заброска и выброска

Курейское водохранилище очень молодое. Оно образовалось в 1988 году. До сих пор ближе к берегу под водой видны уцелевшие стволы деревьев, да и сами берега много где заявлены топляком. Местные не зря называют его морем. Длина 170 километров и волны тут бывают такие, что при сильном ветре лодка уходит из-под ног. 



  В море впадает река Курейка. Ее длина 888 км. Река берет начало в самом центре плато Путорана, на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Бассейн реки почти полностью лежит за Полярным кругом. Там, где на реке нет порогов, уже в сентябре появляется лед. 

Пусть вас не вводят в заблуждение яркие картинки. Они сделаны на обратной дороге. В момент заброски было достаточно мерзко. В лодке было настолько холодно, что я надел на себя почти все, что у меня было, включая палатку. 



  Выше на фото тур-группа ДВИНа почти в полном составе. Дмитрий, Виталий, Игорь (нет на фото) и Николай. Заброску нам организовал Виктор Шереш (+79233505037). Виктор – чрезвычайно приятный и, одновременно, просто железный человек. Он вёл судно просто бесконечное количество часов. 



  По дороге к точке заброски на маршрут на реке Курейка расположена метеостанция, на которой большую часть времени проживает Виктор. На заброске вышли на станцию на пять минут ноги размять, а на обратном пути стояли там три дня. 



  Так случилось, что на выброске у нас не было алкоголя. Пять мужиков посреди тайги на пару дней истинного удовольствия. Баня. Рыбалка. Тишина. 



  С базы до поселка в условленное время можно достучаться по рации на КВ диапазоне. Я не рыбак. Но от такой рыбалки я был немного в шоке. Традиционно для всего похода при виде води и наличии свободного времени Виталик размотал снасти. Улов был так себе. 



  Через час Виктор с фразой «Все вас молодежь учить надо» забрал Виталика куда-то на лодке. Еще через два часа у нас было 24 килограмма щуки и не меньше двадцати хариусов. 



  В последний раз до блевоты я ел, наверное, будучи грудником. Хариус жареный, хариус печеный, хариус свежесоленый, котлеты щучьи ну и, конечно же, уха. Это был единственный раз во взрослой жизни, когда я пережрал едой, а не алкоголем. 



  Но это будет потом. А пока мы движемся в точку старта. До базы егерей на озере Дюпкун (220 км от Светлогорска) мы прибыли больше чем через сутки пути. Остановка не была запланирована, но сил не было ни у нас, ни у капитана. Всю компанию егеря приютили в теплом домике с печкой. Даже немного наступила паника, что поход еще не начат, а уже все на тебе надето и хочется натопить как следует. Сон наступил мгновенно. 



  На эту базу толпами приезжают туристы. Группа, которую мы встретили, даже спальники не брала. Они там удивились, что постельного белья тут нет. На плоскодонках с небольшой пешкой отсюда можно добраться, наверное, до десятка водопадов. Они остаются в стороне от маршрута. Площадь озера Дюпкун – 199 км², длина — около 90 км. Наш маршрут начинается ближе к концу озера. Снова садимся в лодку максимально движемся по маршруту. 



  Низкая вода. Мы не смогли попасть в точку старта. Маршрут начинается чуть раньше. Попрощавшись с Виктором, мы начали главную часть нашего путешествия.

Продолжение тынц
Лайкать фотки: Светлогорск , Игарка
Все фото в хорошем качестве тынц
Этот же пост в жж

Комментариев нет:

Отправить комментарий